Продолжающим

Текст Сотаро Хонда. Университет Глоусестершира, тренер Британской команды.
Перевод Владимира Карлова.


Отношение к дзи-гейко. Часть 1
Введение
Дзи-гейко – основная часть кейко в кэндо. В дзи-гейко мы (кендоки) можем пробовать использовать вадза (техники) без ограничений. Также мы можем изучать и тренировать свои действия перед атакой (семе) или действия в ответ на семе (намерение атаковать) оппонента. Более того, в дзи-гейко мы можем понять какие вадза нам удаются, а какие нет и одно дзи-гейко может привести к последующим кихон-гейко и дзи-гейко, в которых мы сосредоточимся на том, что необходимо для совершенствования нашей техники. Также оно позволяет развивать навыки и дух, необходимые настоящиму кендоке. Если мы неправильно подходим к дзи-гейко, сосредотачиваясь только на том, чтобы победить оппонента, мы не можем ожидать надлежащего развития своего кэндо в будущем. Поэтому приступать к дзи-гейко необходимо с правильным пониманием процесса.
Задача этой статьи (первой части) – рассмотреть вопрос о том, что должно представлять собой дзи-гейко и дать кендокам полезную информацию для будущих кейко. В начале рассматривается отношение между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко, затем – как должно проводиться дзи-гейко.

1. Отношение между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко.
Как и дзи-гейко кихон-гейко и ката-гейко являются основополагающими элементами кейко. В кихон-гейко одна и та же техника повторяется раз за разом в заданных условиях для того, чтобы мы могли совершенствовать технику удара с полным киаем и правильной стойкой (Ки-кен-тай но ити).
Ката-гейко уделяет большее внимание работе с мечом по сравнению с кихон-гейко (т.к. ката-гейко обычно проводится с боккеном). Также в ката-гейко мы учимся правильно дышать (дыхание животом).
Кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко не существуют по раздельности. В основе своей они должны быть связаны. Однако существуют люди, которые очень хорошо проявляют себя в кихон-гейко и ката-гейко, но теряют стойку и координацию между руками и ногами в дзи-гейко. В этом нет серьезной проблемы, если эти люди ставят перед собой задачу и предпринимают шаги по преодолению своих проблем в дзи-гейко. Однако есть другие люди, которые концентрируются только на том, чтобы победить оппонента и нанести ему больше ударов. Такое отношение к дзи-гейко отражает настрой только на победу здесь и сейчас. С другой стороны есть люди, сосредоточенные исключительно на стойке и внешней форме, уделяющие мало внимания смене (?) тю-син и семе-ай (контролю центра). Это также не представляет проблемы, если это делается для преодоления определенных проблем (например, пытаться держать спину прямо при атаке). Если это не связано с работой над проблемными моментами, такое отношение негативно сказывается на дзигейко, которое превращается в демонстрацию техники и мы не можем получить настоящего удовольствия от дзигейко.

2. Каким должно быть дзи-гейко
Между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко не должно быть предпочтений и дисбаланса. Важно использовать дзи-гейко в качестве испытательной площадки для вадза, полученных в кихон-гейко и ката-гейко. Таким образом мы поймем смысл и предназначение каждого кейко и будем более заинтересованы, практикуя любое из кейко. Как было сказано выше, дзи-гейко дает возможность проверить наши возможности в отсутствии всяких ограничений. Также Томики (1991) отмечает, что предназначение дзигейко в современном кэндо – дать почувствовать духовный аспект кэндо как будо. В прошлом будзюцу-ка (практикующие боевые искусства) могли оценить свои способности только в смертельном поединке с оппонентом. Поединки, в которых результатом была жизнь или смерть участников сменились соревнованиями в которых участники защищены доспехами и могут безопасно атаковать и защищаться. В современном кэндо кендоки должны контролировать эмоциональный конфликт в процессе поединка. Развивая свои навыки и дух необходимо понимать, как правильно относиться и проводить дзи-гейко. Подход к дзи-гейко не у всех одинаков. Новички проводят дзи-гейко в соответствии со своим уровнем, опытные кендоки – со своим. Более того, дзи-гейко меняется в зависимости от того, чего человек хочет добиться, что улучшить через дзи-гейко, а также с кем проводится дзи-гейко (кохай, семпай, человек старше по возрасту, женщина и т.д.).
Далее в статье объясняется как практиковать дзи-гейко в зависимости от уровня кендо.

3. Как проводить дзи-гейко на каждой ступени развития своего кэндо.
3-1. Уровень кю
Прежде всего, главное, о чем должны помнить кендоки этого уровня – пытаться использовать вадза (сикаке-вадза) по собственной инициативе. Это не должны быть только мэн и котэ, необходимо использовать все вадза, выученные в кихон-гейко и ката-гейко. Вы не должны бояться неудачи и поражения. Вы постепенно поймете тайминг использования каждой вадза, пытаясь использовать их по своей инициативе. Второй важный момент – Вы не должны останавливать движение после удара, а пытаться завершить атаку и быть готовым к следующему действию. Часто можно наблюдать что новички в дзи-гейко теряют внимание и бдительность как только завершают первую атаку и идут туда, где были до атаки. Необходимо всегда сохранять концентрацию где бы Вы ни были и быть готовым к следующему действию сразу по окончании первой атаки.
Во-вторых, обычно на этом этапе новички не умеют защищаться. Также часто случается, что новички не знают, что делать и бездумно стоят, ничего не предпринимая, закрывая глаза, разминая плечи и отходя или убегая, если оппонент предпринимает атаку. Можно сказать, что они боятся атак. Здесь важно иметь правильное понимание ко-бо-ити и кен-тай-ити. Эти термины отражают важность пребывания в состоянии моральной и физической готовности защититься от контратаки оппонента и контратаковать самому при защите (Всеяпонская федерация кэндо, 2000, стр.47). В кэндо нет защиты ради защиты. Защита проводится ради последующей атаки или контратаки. Использование правильной защиты позволяет сразу же атаковать, но Вы не должны стоять и защищаться только синаем, Вы должны держать колени расслабленными и защищаться используя как синай, так и перемещения. По мере набора опыта Вы овладеете большим количеством вадза, тайминг улучшиться. Для обеспечения прогресса на этом уровне Вам необходимо использовать большие техники, задействующие все тело, а не полагаться на маленькие техники или пытаться ударить болшее количество раз, чем оппонент.
Если вы сформируете плохие привычки в атаке и защите на этом этапе, в будущем понадобится много времени, чтобы избавиться от них. Важно отслеживать то, как Вы проводите дзи-гейко, слушая советы семпаев и сенсеев и ведя самостоятельные наблюдения.
1-3 даны
Кендоки этого уровня должны продолжать совершенствовать сикаке-вадза, важно использовать различные сикаке-вадза по собственной инициативе. Также важно атаковать не только двигаясь вперед, но и активно использовать хики-вадза (движение назад); важно помнить, что необходимо завершать атаку. Как было сказано выше, победа или поражение – не главное в дзи-гейко. Вы не должны сосредотачиваться на том, сколько ударов нанесли Вы и нанесли Вам, а думать о «как и почему» в каждом случае (нанесли удар Вы или Вам). «Утте-хансей, утарете-канся (размышлять над своей атакой когда она удачна и благодарить оппонента, если атаку удачно провел он)» - это то отношение, которое ожидается от кендо-ка. Кендоки этого уровня должны начать задумываться о трех способах подавить противника (сан-саппо) в дзи-гейко. Первый – подавить/уничтожить ки (дух) оппонента. Это значит подавить ки оппонента, продемонстрировав полноту своего ки. Второй - подавить/уничтожить кен (меч) оппонента.
Это значит контролировать движение кончика меча оппонента, задерживая и отклоняя его. Третий - подавить/уничтожить вадза оппонента. Это значит предвидеть атаку оппонента, не давая ему шанса атаковать (Всеяпонская федерация кэндо, 2000, стр. 79-80). На таком уровне преемлемо использовать кен и вадза в большей степени, чем ки для подавления и предотвращения атаки оппонента. Кендоки на этом уровне еще должны освоить некоторые вадза. (На этом уровне еще рано начинать практиковать кэндо, направленное на подавление противника силой воли и видом, как это могут делать кендоки 6 и 7 дана.) Все еще рекомендуется использовать в дзи-гейко различные вадза с активной работой синая, ног и тела. Стоит использовать одзи-вадза в соотношении 2 к 8 с сикаке-вадза. Здесь важно понять основополагающую идею одзи-вадза. Вы не должны ждать, когда оппонент Вас атакует и отвечать на атаку. Вы должны заставить оппонента атаковать так, как выгодно Вам. Вы не успеете успешно провести одзи-вадза, если просто будете ждать атаки оппонента. Вы должны продемонстрировать оппоненту атакующий дух не прекращая работу ногами и синаем и заманить его в такую позицию, атака из которой выгодна для Вас. Есть люди, которые считают, что одзи-вадза им не удается из-за их техники (перемещений и формы). Однако необходимо учитывать, пытаетесь ли Вы заставить оппонента атаковать Вас. На этом уровне не обязательно уметь проводить одзи-вадза не думая, однако Вам стоит практиковать ее в дзи-гейко, помня об основе успешной одзи-вадза.
4-5 дан
Кендок, достигших этого уровня называют сэмпай. Кендока этого уровня должен быть способен читать мысли (намерения) оппонента, управляться с информацией в различных ситуациях и принимать решения. Также он должен уметь использовать различные вадза в зависимости от ситуации не раздумывая. 4 и 5 даны – это уровень, на котором надо начинать практиковать кэндо, направленное на доминирование тю-син (центр) оппонента за счет небольших движений синая и тела, контроля оппонента и использования его намерений и движений. На этом уровне необходимо больше внимания уделять атаке после овладения центром и рациональных и экономичных движениях синая и ног. Это, однако, не значит, что надо сразу резко ограничить движения синая и ног. Вы должны постепенно менять свое кэндо в направлении от преимущественного использования физических данных к использованию небольших движений и внутренней работы ки для контроля оппонента. На этом уровне рекомендуемое соотношение сикаке-вадза и одзи-вадза – 60% и 40%.
Важно сохранять равновесие, чтобы Вы могли плавно двигаться в любом направлении и держать хикагами (тыльная часть левого колена) напряженным (но не слишком) чтобы Вы могли в любой момент оттолкнуться не совершая цуги-аси (подтянуть правую ногу к левой перед атакой). Если вы учитываете это в дзи-гейко, но чувствуете, что левую ногу сводит, значит до того вы неверно ее использовали, и исправились только сейчас. Чего вы должны избегать, так это замешательства по причине пропущенного удара. Это все из-за того, что Вы слишком гордитесь тем, что Вы 4 или 5 дан. Вы должны совершенствовать свое кэндо, пропуская удары в дзи-гейко. Важно не колеблясь использовать большие вадза, как только для этого выпадает подходящий случай. Некоторые 4 и 5 даны зацикливаются на мэн и до, не используя других вадза. Тем не менее важно использовать в дзи-гейко все известные Вам вадза. Особенно в цуба-дзери-ай, т.к. некоторые в такой ситуации теряют концентрацию, чего делать нельзя; необходимо быть готовым к атаке как только предоставится возможность.
6 дан
Я не могу описать, каким должно быть дзи-гейко на этом уровне, т.к. сам недавно получил 6 дан. Поэтому я хотел бы сослаться на «Мити но каори», написанную Масатаке Суми, ханси, 8 дан, и обсудить, каким должно быть дзи-гейко на этом уровне.
Достигших этого уровня кендок называют сенсей. Суми (2000) отмечает, что кендоки такого уровня не должны быть высокомерными, но скромными и иметь желание совершенствоваться дальше, даже если они достигли 6 дана. Разумеется, что в дзи-гейко они должны демонстрировать еще более рациональные и экономичные движения синая и тела. Достигшие 6 дана и выше - это обычно люди среднего и пожилого возраста. Это значит, что их физические данные ниже, чем в молодости и они не могут пользоваться синаем и передвигаться так же быстро. Важно пытаться компенсировать ухудшение физической формы дальнейшим совершенствованием ки и вадза. Суми (2000) также отмечает, что кендоки этого уровня должны пытаться изменить свое кэндо в направлении от инициирования агрессивных атак к атаком в момент, когда противник собирается атаковать (де-бана). Также он рекомендует использовать не только прямые атакующие вадза, но и суриаге-вадза, используя тай-сабаки двигаться в стороны и по диагонали. На этом уровне более важно чем раньше предугадывать намерения и перемещения оппонента и практиковаться правильно на них реагировать. Для отработки дебана-вадза Суми (2000) рекомендует в дзи-гейко самому планировать/изучать (?), т.е. в какой ситуации и как необходимо передвигаться, чтобы нарушить равновесие оппонента, ввести его в замешательство и вынудить его атаковать там, где Вам выгодно, т.к. на этом уровне, в отличие от более низкого, сложно получить совет от других людей. Необходимо после каждого дзи-гейко обдумывать как Вы его провели в плане атаки, защиты, контратаки.
Также для кендок этого уровня Суми (2000) предлагает один из методов проведения дзи-гейко. Вы выбираете одну цель, которую Вы можете атаковать и одну вадза, которую можете использовать. Далее Вы используете эту вадза против любого оппонента, против любой вадза, которую собирается применить оппонент и в любой ситуации в этом дзигейко (однако это не должен быть просто мэн). Это полезно для отработки тайминга этой вадза. Отработать тайминг каждой вадза непросто. Суми (2000, стр. 202) также объясняет, что на этом уровне кендока должен обращать внимание на множество вещей, таких как камаэ, равновесие, где и как напрячь или расслабить мышцы, как дышать, какой тип синая выбрать и т.д. В конце концов то, что он говорит приходит к тем же основным моментам в кихон-гейко и ката-гейко. Это доказывает важность связи между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко. Кендо требует Shugyo на протяжении всей жизни. Тренировку нельзя прекратить или найти легкий путь. Нельзя игнорировать кихон-гейко и ката-гейко даже если Вы достигли высокого уровня, такого как 6 и 7 дан. В дзи-гейко необходимо отрабатывать вадза, выученные в кихон-гейко и ката-гейко.

4. Заключение
Выше была описана связь между кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко и подходы к дзи-гейко. В следующей статье будет описано как проводить дзи-гейко с различными оппонентами, включая тех, кто ниже по уровню, выше по уровню, того же уровня, тех кто намного старше и женщин.

Отношение к дзи-гейко. Часть 2
Введение
В прошлой статье написано об отношении между дзи-гейко, кихон-гейко и ката-гейко, а также требуемый подход к дзи-гейко. В общих чертах рассмотрено, как необходимо проводить дзи-гейко на разном уровне – начальном, среднем и продвинутом. В этой статье будет рассмотрен такой аспект отношения к дзи-гейко, как проведение дзи-гейко с разными оппонентами: теми, кто выше, ниже или того же уровня, другого возраста или пола.

1. Дзи-гейко со старшими по уровню
Первое, о чем надо сказать – пытайтесь нанести сё-дати (первый удар), вне зависимости от того, кто ваш противник. Разница в ранге и опыте не имеет значения. Дзи-гейко должно начинаться как иппон сёбу в ситуации равной для обоих участников, когда философия в том, что в поединке на настоящих мечах второго шанса не бывает. Важно понимать эту философию кэндо как будо и пытаться нанести сё-дати, используя все свои способности. После атаки и отражения сё-дати в дзи-гейко с тем, кто выше по уровню рекомендуется сосредоточиться на сикаке-вадза. Это, однако, не значит, что необходимо просто произвольно атаковать оппонента. Если ваш уровень невысок (например иккю или сёдан), важно пытаться сломать тю-син (центр) оппонента, максимально используя работу ног, движения синая и тела. Также не надо бояться, что от ваших атак уйдут и вы будете контратакованы, не надо прекращать атаку на середине, ее всегда надо стараться доводить до конца. Вам необходимо отработать различные варианты сикаке-вадза, например, когда вас контратакуют используя дебана-вадза и одзи-вадза. При этом не имеет смысла пропускать удары из-за того, что вы ждали атаки оппонента. Старайтесь использовать все известные вам вадза и выкладываться на 100 процентов. Суми (2000) отмечает, что обладатели более низкого уровня должны быть сосредоточены на сикаке-вадза и стараться проводить дзи-гейко со старшими так, чтобы за 5 минут использовать всю свою энергию. Если вы обладаете 2,3 или 4-ым данном, в поединке со старшими вам необходимо сосредоточиться на том, чтобы развивать способность удерживать тю-син, используя меньшую работу ног и движения синая. Важно стараться удерживать центр различными способами, не ограничиваясь одним. Но так же важно стараться проводить удары в полную силу и не бояться контратак. Подводя итог этой главы: вне зависимости от вашего уровня в дзи-гейко со старшими по уровню важно делать упор на сикаке-вадза. После дзи-гейко всегда анализируйте, насколько эффективным было ваше семе и что вам необходимо сделать, отрабатывая сикаке-вадза в дзи-гейко в следующий раз.

2. Дзи-гейко с младшими по уровню
Нет необходимости в очередной раз подчеркивать важность сё-дати. В дзи-гейко с младшими по уровню необходимо помнить о том, что недопустимо иметь намерение просто получить удовольствие от избиения оппонента. Часто у людей возникает желание произвести впечатление на тех, кто наблюдает за дзи-гейко. Подобное тщеславие заслуживает категорического порицания. С точки зрения проявления ответственности, как старшего, вы обязаны развивать навыки младших, демонстрируя им слабые места их техники, нанося удар в момент, когда они проявляют эту слабость, а также позволяя им проявить и сильные стороны их техники и нанести вам удар в дзигейко. Такое кейко называется хикитатэ-кейко (Всеяпонская федерация кэндо, 2000) и является одним из самых сложных кейко в кэндо. Младшие потеряют энтузиазм и концентрацию, если старшие будут непрерывно наносить удары для собственного удовольствия или если возможность для удара слишком очевидна. Чтобы позволить младшему улучшить свою технику, старший должен действовать так, как будто его уровень на пол дана выше и быть предельно сконцентрированным на протяжении дзи-гейко. Старший должен контратаковать, если младший проводит атаку без эффективного семе и когда момент для атаки был не подходящий, но при этом должен позволять провести удар, если атака предварялась хорошим семе и осуществлялась в нужный момент. Старшие должны давать младшим почувствовать и понять правильные возможности для нанесения удара в процессе хикитатэ-кейко. Старшие также должны показывать важность сохранения дзансина, атакуя младшего, если тот потерял концентрацию после атаки. Существует поговорка, хорошо отражающая то, как старший должен подходить к дзи-гейко с младшим: “Ware igai mina shi nari (каждый – чей-то учитель)”. Это значит, что всегда есть чему научиться в дзи-гейко, не важно, с кем вы его проводите. Часто можно слышать: «У меня самый высокий уровень в додзё и меня никто ничему научить не может.» Это не так. Все зависит от подхода. Помните, что вы можете многому научиться от любого, с кем проводите дзигейко. Считается само собой разумеющимся, что старшие в дзигейко могут легко наносить удары младшим, поэтому для дальнейшего развития необходимо не сосредотачиваться на нанесении ударов, а ставить перед собой определенные задачи или ограничения. Однако нельзя зацикливаться на такой форме дзигейко, когда вы, например, стараетесь бить только мэн, т.к. даже стараясь пробить исключительно мэн необходимо иметь четкое представление о том, с какой дистанции бить и как обеспечить подходящую возможность. Ставя для себя ограничения важно изучить, как можно действовать в неблагоприятной ситуации. Например, попробуйте фехтовать в тика-ма (короткая дистанция) с оппонентом, который меньше вас и попытайтесь применить дебана-вадза (вместо того, чтобы ждать, попытайтесь вынудить оппонента атаковать выгодную для вас цель). Я хотел бы еще раз повторить, что старшие не должны приступать к дзи-гейко с целью получить удовольствие от нанесения большего количества ударов, чем их оппонент.

3. Дзи-гейко с оппонентом равного уровня
Дзи-гейко с оппонентом равного уровня дает возможность проанализировать собственный прогресс и результаты тренировок. Еще лучше, если оппоненты одного возраста. Очень важно знать кого-нибудь аналогичного с вами уровня и возраста, чтобы проводить с ним дзи-гейко. Вполне нормальным является нежелание пропустить удар, но в первую очередь важно иметь правильное отношение, заключающееся в желании продемонстрировать ваше лучшее кэндо, что бы ни случилось. Часто, пропустив удар, человек пытается контратаковать без правильного семе. Важно держать себя в руках и начинать сначала с борьбы за тю-син (центр). В дзи-гейко с оппонентом равного уровня необходимо сравнивать как ваши семе и вадза (которые были эффективны против младших по уровню) действуют против них, есть ли что-то в технике оппонента, чего нет у вас и наоборот. Предполагается, что все обладающие одинаковым уровнем будут прилагать усилия для развития духа товарищества и сотрудничества на пути сюгё (Shugyo) в кэндо.

4. Дзи-гейко со старшими по возрасту
В данном случае рассматривается старшинство по возрасту, а не по уровню. Эта глава посвящена отношению к дзи-гейко с более пожилыми людьми. В дзи-гейко с пожилыми людьми строго запрещено проводить мощные тай-атари и цки. Однако может случиться, что пожилой человек крупнее и сильнее вас. В таком случае позволительно в некоторых пределах использовать против них свой вес и физическую силу. В противном случае следует воздержаться от проведения семе и вадза с применением силы. Это не означает, что надо проявлять более мягкое отношение. По-прежнему важно стараться завершать удар и проводить удары в ответ на неадекватные удары оппонента (однако, без тай-атари и без избыточного применения силы). Решение о том, можете ли вы провести дзи-гейко с пожилым человеком, зависит от вас. Пожилые кендоки, имеющие огромный опыт, могут быть не в состоянии использовать некоторые вадза и их скорость и сила могут уступать вашим, но они обладают превосходным умением чувствовать ситуацию (намерения оппонента, движения, вадза и т.д.). Они – образец кэндо, которому посвятили всю жизнь. Наблюдая и участвуя в дзи-гейко с пожилыми опытными кендоками мы получаем представление о том, как необходимо относиться к кэндо, чтобы подобно им практиковать его всю жизнь.

5. Дзи-гейко мужчины с женщиной
В случае, когда мужчина проводит дзи-гейко с женщиной от тай-атари и вадза с использованием физической силы также стоит воздерживаться. Мужчинам не стоит бояться пропустить удар от женщины и испытывать неловкость, если они не могут нанести удар, как планировали. Это приводит к тому, что вы начинаете наносить удары, не считаясь с благоприятностью момента, разницей в физических данных и силе. Это – худший вид кэндо, т.к. он не демонстрирует уважения к оппоненту и не создает ничего между вами, несмотря на то, что он может быть эффективен для проведения ударов в дзи-гейко. Ваш оппонент – не враг, которого необходимо уничтожить, вы партнеры, которые должны помогать друг другу совершенствоваться, упорно работая в сюгё. В дзи-гейко с женщинами и детьми часто случается, что вы намного выше оппонента. Это хорошая возможность попрактиковать дзи-гейко в тика-ма (при существенной разнице в росте более высокий оппонент обычно чувствует себя стесненно и некомфортно, будучи вынужденным действовать на короткой дистанции). Мужчины должны понимать, что дзи-гейко с женщиной – хорошая возможность научиться тому, как действовать в тика-ма (не слишком полагаясь на физическую силу). Также, практикуясь с женщинами, мужчины могут отрабатывать тайминг дебана-вадза, ловя момент, когда оппонент входит в тика-ма.

6. Дзи-гейко женщины с мужчиной
Считается, что большинству женщин сложно проводить дзи-гейко с мужчинами, которые крупнее и выше. Перспектива мощных атаках физически сильного мужчины пугает. Однако у всех есть уязвимые места, например, дистанция, которую человек находит некомфортной или тип оппонента, с которым ему неудобно сражаться. Это касается не только женщин, но всех кендок. Избегать практиковаться с неудобными оппонентами – не выход. Проблема не исчезнет. Если с противником сложно проводить дзи-гейко, то дзи-гейко с ним надо проводить чаще, чем с остальными и пытаться решить проблему, получая удары и пытаясь найти решение. Если есть люди, с которыми вам трудно сражаться, то с ними необходимо проводить дзи-гейко как можно чаще, чтобы избавиться от страха и проблем. Обычно высокие люди не особенно хороши в тика-ма, т.к. расстояние для них слишком мало, чтобы как следует оттолкнуться левой ногой, и они чувствуют себя стесненно. В этом случае важный вопрос – как достичь тика-ма, т.к. эта дистанция выгодна для вас. Если вы пытаетесь достигнуть тика-ма просто делая шаг вперед, оппонент попробует провести атаку используя дебана-вадза. Поэтому важно разработать разнообразные способы достижения тика-ма с разных направлений. Если оппонент начинает атаку раньше вас, вы будете сбиты, если попытаетесь отразить атаку и перейти в тай-атари. Поэтому важно использовась аси-сабаки и тай-сабаки, позволяющие избежать прямого физического контакта (используя движения корпуса). Здесь я бы хотел дать совет. Часто, к сожалению, можно услышать, что некоторые мужчины в дзи-гейко ведут себя так, как будто хотят нанести женщине травму. Это очень плохой подход к дзигейко и у таких людей нечему учиться. Рекомендуется немедленно прекратить дзи-гейко, если вы обнаружите, что ваш оппонент принадлежит к такому типу, или отказываться от предложения дзи-гейко с ним.

7. Заключение
От каждого кендоки в дзи-гейко ожидается, что он заставит оппонента захотеть провести дзи-гейко с этим человеком еще раз. Мне доставит большое удовольствие, если эта и предыдущая статья, касающаяся подхода к кихон-гейко, ката-гейко и дзи-гейко, дали нечто полезное для вашего кэндо сюгё на сегодняшний день и на будущее.

Длина и вес синая
Согласно правилам Всеяпонской Федерации Кэндо относительно судейства на матчах кэндо (раздел 3 небольшого правила, параграф 3.2, пункт 1 и 2):

Для детей младшего школьного возраста (до 12 лет) длина синая составляет не больше 111 см, вес 370 г. Это "сабуроку" (36).
Для учеников средней школы (около 12-15 лет) длина синая до 114 см, вес более 440 г, для девушек вес 400 г. Это "сабунана" (37).
Для старшеклассников (около 15-18 лет) длина синая не более 117 см, вес более 480 г, для девушек более 420 г. Это "санпати" (38).
Для студентов и взрослых длина синая составляет меньше 120 см, вес более 510 г, для женщин вес более 440 г. Это "санку" (39).

Для учеников младшей школы в правилах пропорции синая официально не указаны, но поданные выше цифры являются стандартом для Японии.

Когда используют 2 меча:
Короткий (кодати) должен быть не больше 60 см, не тяжелее 200 г.
Длинный – не больше 114 см, вес более 440 г.

Форма и баланс синая
"Котоудзукури" – это основная форма синая. Вес (центр тяжести) приходится ближе к концу синая.
"Доубари" – другая форма синая. Ее особенность в том, что область перед цуба немного утолщена, благодаря чему вес (центр тяжести) приходится именно туда.

Цука (рукоятка синая)
Изначально нет четких критериев для определения длины цука. Но сейчас есть несколько стандартных способов.
Один из них:
Поставьте синай на внутреннюю локтевую часть руки.
Длина рукоятки примерно будет на уровне, где Вы сжимаете ее рукой.

Длинная цука подходит для повторяющихся ударов, каэшивадза.
Короткая же лучше подходит для одиночных ударов.

Форма цука (рукоятка синая)
Есть две формы цука – овальная и круглая.
Овальная форма предназначена более для начинающих, чтобы научить их правильно держать синай. Больше подходит для одиночных ударов.
Круглая цука подходит для исполнения серии (повторяющихся) ударов.

Качество синая
Изначально синай делали только из бамбука. Но уже Всеяпонская Федерация Кэндо признала синай из химического материала – карбона. На данный момент карбоновый синай производится только фирмой "Хасегава".

Бамбуковый синай
Положительное:
После нанесения удара отдача ощущается сильнее
Звук при ударе выше и звонче

Отрицательное:
Более низкая гибкость (легче ломается)
Качество само по себе ухудшается со временем
От температуры и влажности меняется вес синая
Невозможно иметь два одинаковых бамбуковых синая

Карбоновый синай
Положительное:
Крепче
Немного более гибкий
Не теряет свои качества со временем
От температуры и влажности не изменяется вес синая
Можно приобрести несколько совершенно одинаковых синаев

Отрицательное:
Звук от удара глуше
Меньше отдача после удара

Способы стирки котэ
Прежде всего снимите с котэ шнурок.
Налейте в тазик теплой воды и всыпьте стиральный порошок.
Положите котэ в этот тазик. Лучший способ стирать – это мять и отжимать котэ не очень сильно, но тщательно.
Если внутренняя часть котэ очень грязная, следует слегка потереть ее зубной щеткой с зубной пастой.
Верх котэ тоже стирайте, немножко сжимая, но только совсем слегка.
Слейте воду.
Процедуру повторите 3 раза, но 2 и 3 разы стирать только в теплой воде, порошок не добавляйте.
Далее засуньте котэ в стиральную машинку и немного подсушите (но не полностью).
Вытащите немного влажное котэ из машинки и придайте ему форму. Вложите внутрь смятую газету и сушите в таком состоянии.

Внимание:
Прежде чем начать стирку, убедитесь, что котэ не порвано, иначе в машинке оно может окончательно порваться.
Желательно стирать котэ в хорошую погоду и сушить в месте, куда не попадают прямые солнечные лучи (под крышей, в коридоре…).
Зубной щеткой тереть можно только внутреннюю часть котэ, ни в коем случае не тереть его кожу!!!
Это один из способов стирки. Конечно же есть и другие. Но в любом случае внимательно относитесь к своему богу, во время стирки, чтобы ничего не повредить.


Способ стирки мэн:
Сначала положите мэн в тазик с водой лицевой стороной вверх.
Налейте в тазик теплой воды так, чтобы она не касалась кожи на мэнганэ.
Как только налили в тазик воды, сразу вытащите мэн (это для того, чтобы узнать, сколько требуется воды).
Запомните, сколько нужно воды.
Затем налейте новой теплой воды, засыпьте моющее средство и перемешайте. Моющего средства должно быть совсем немного, чтобы легче было смыть.
Далее положите в тазик мэн и оставьте на 24 часа замачиваться.
Через 24 часа вытащить и поменять воду.
Затем залейте еще на 2 часа теплой водой.
Через 2 часа вытащите и повесьте в место, куда не попадают прямые солнечные лучи.
Подождите до полного высыхания.